Аз, буки, веди, глагол - добро есть

Многие родители хотели бы научить свое чадо читать еще до школы, но не знают, как это сделать с наименьшими потерями для обеих сторон. Прежде всего, не стоит превращать 3-4 летнего ребенка в маленького школьника. Надо... играть!




Буква-буква, ты чья?
Не спешите сразу покупать букварь, для начала вам достаточно ручки, бумаги и фантазии. Мир 3-летнего ребенка уже густо заселен. В нем есть особые любимцы, старые знакомые и новые друзья, что-то связано с радостью, что-то — с огорчениями. Не забывайте про этот мир детских пристрастий и увлечений, знакомя малыша с буквами.

Обычно родители идут таким путем: «Вот это А, буква А-А-А-А... Повтори, какая это буква?» Я же предлагаю начать с совершенно другого вопроса: «ЧЬЯ это буква?» Например, вашего будущего грамотея зовут Артем. Так не лучше ли начать с первой буквы его имени? Также можно познакомиться с папиной и маминой буквами.
Методика очень проста: вместе с ребенком вспоминаете его любимцев (игрушки, друзья, герои сказок, знакомые коты и собаки) и пишете (вырезаете из бумаги) их буквы. Запомните: положительный эмоциональный фон значительно облегчает запоминание!
Кроме того, можно придумать яркую ассоциацию, обыгрывающую внешний вид буквы:
— Буква «О» круглая, как баранка, а если от нее откусить кусочек, получится буква «С».
— Федя, поставь руки на пояс, посмотри в зеркало: теперь ты стал похож на букву «Ф» (руки в боки). А если одну руку прижать к боку, получится буква «Р».
— Посмотри на Муркину букву «М» — она похожа на Муркины уши.

Домик, горки, лесенки
Прежде чем двигаться дальше, необходимо уточнить, как именно мы будем называть буквы. Представьте, как ребенок может прочесть слово «рак», если перед этим его обучили правильным названиям букв: «Р» — «эр», «К» — «ка». Что получилось? ЭРАКА!
Оставьте названия букв на потом, а для ребенка произносите очень четко лишь сам звук, обозначаемый этой буквой. С гласными все легко и просто, а вот с согласными придется помучиться, особенно с теми, которые произносятся мгновенно: Г, К, Д, Т, Б, П. Произносите их кратко, не пытайтесь тянуть, добавляя звук «Э» — это затруднит переход к чтению. Не стремитесь освоить весь алфавит сразу. Как только у вас появились буквы-любимчики, переходите к «узнаванию».
Раньше многие учились читать по вывескам. Большие красивые буквы хорошо запоминаются и притягивают к себе внимание. Тем более, зная, что продается в магазине, легче прочитать вывеску. Теперь, конечно, гуляя с ребенком по улицам, по-русски читать не научишься. Но остаются обложки книг, афиши, импортные продукты, открытки, настенные календари и т. д. Обычно через какое-то время после знакомства с буквами ребенок начинает их замечать и узнавать: «Мама, мама, вон там моя буква!»
Детям постарше можно пробовать писать буквы, для этого лучше всего сочинить им коротенькую подсказку-присказку:
М — две горки: вверх-вниз, вверх-вниз
Д — домик на ножках: пол, ножки не забудь, стены и потолок, а то дождик капать будет.
— А зачем ножки?
— Чтобы во время дождя пол не промок.
Е — Егор лез по лестнице: одна ступенька, вторая, третья!
Хорошим завершением первого этапа может стать создание собственной азбуки. Лучше всего взять большой лист ватмана и разместить на нем всех ваших любимцев вместе с их буквами. К идее собственной азбуки я, например, пришла после того, как наткнулась на совершенно непонятные и малознакомые рисунки в покупных азбуках. Например, на букву «Ю»:
Это южный кто-то там,
Я его придумал сам.
Эх, честно признаю,
Нет зверей на букву «Ю».
По-моему, гораздо лучше, если вместо «южного кто-тотама» в вашей азбуке будет фотография знакомой девочки Юли или друга Юрика.
Не обязательно ограничиваться рисунками и фотографиями. Рядом с буквой «З» можно приклеить маленькое зеркальце из старой пудреницы, а с буквой «К» — колокольчик. Многие из нас стонут от обилия рекламы по телевизору, но благодаря ей дети научились связывать звук с изображением. И может быть, этикетка с «тетиасиного» АСЕ понравится больше, чем надоевший «аист». А проколотая дыроколом «дырочка» для «Д» запомнится лучше, чем «дом» или «дверь».
Для раскрашивания букв выбирайте цвет вместе с ребенком. Это тоже облегчит запоминание, ведь не случайно у каждого из нас есть любимые и нелюбимые цвета. И не дожидайтесь, пока все до одной буквы будут усвоены, переходите ко второму этапу — собственно чтению.

Азбучные гаммы
Если обучение игре на пианино начинается с гамм, то обучение чтению — со слогов. Но чтобы буквы скорее слились в слог, читать надо задом наперед. Дело в том, что звуков в русском языке больше, чем букв. Обычно мы этого не замечаем и чисто автоматически смягчаем звук «П» в слове «пел» по сравнению с твердым «П» в слове «пол». Значит, будет «П» твердым или мягким, зависит от гласного, следующего за ним. Поэтому не спешите браться за слова, научите ребенка читать слоги, различая их по типу гласных:
А, О, У, Э, Ы позволяют согласным оставаться твердыми;
И, Ю, Е, Ё заставляют их смягчаться.
Научите ребенка различать твердые и мягкие звуки:
ЛОСЬ — твердый + ЛЕС — мягкий
ПОЛ — твердый + ПЁС — мягкий
НОС — твердый + НЁС — мягкий


Сделайте таблицу слогов. По вертикали — буквы, обозначающие согласные, по горизонтали — гласные
Пользясь такой таблицей, вы помогаете ребенку сконцентрировать свое внимание на втором звуке — гласном, тянущемся, который легко произносить (помните, как тяжело было произнести «К» или «Б» без всякого призвука?). Можно сказать, что гласные звуки как санки или коньки, без которых согласные спотыкаются и падают.
Если ваш ребенок обнаружил особые цветовые пристрастия, то для облегчения чтения раскрасьте весь слог в цвет буквы, обозначающей гласный звук — это как нельзя лучше отражает звуковое единство слога.
После того как ребенок научился читать слоги, самое время покупать букварь. В начале каждого букваря есть раздел, в котором слова рзбиты на слоги, и ребенок, уже владеющий слоговым чтением, без труда соединит их в целое слово. Главное, помните, что знать буквы и уметь читать — совсем не одно и то же, поэтому старайтесь избегать всего, что будет мешать звукам слиться в слог:
l не произносите согласные с призвуком гласного: Пе, Бе и т. д.;
l не называйте буквы правильно: Л — «эль», К — «ка», Р — «эр», С — «эс». Все это только затруднит чтение.

Пишите письма!
А теперь, оставив технику чтения в покое, поговорим о самом главном, ведь уметь читать и читать с удовольствием — разные вещи. Долго ли можно заниматься не очень-то нужным делом? По-моему, ответ очевиден. Значит, необходимо позаботиться о том, чтобы умение читать стало для ребенка нужным и полезным. Для этой цели очень хорошо подойдут коротенькие письма и записки, адресованные лично вашему ребенку. Которые, конечно же, «по-настоящему» достают из почтового ящика.
— Это тебе письмо, — вы отдаете его ребенку нераспечатанным. На конверте отчетливо написано его имя и от кого письмо.
— От кого это?
— Прочитай, там написано.
— Я не могу!
— А я не могу прочесть это, потому что читать чужие письма нехорошо. Так что старайся сам(а).
Это может быть письмо сыну от папы с предложением пойти выбрать подарок для мамы: «Маме нужен подарок. Давай подарим ей цветы. Пойдем за ними вместе. Папа». И если мама все-таки будет вынуждена прочесть письмо, то, конечно же, огорчится, потому что любит сюрпризы, а теперь ей все известно.
Интересно, когда друг присылает приглашение на день рождения. Не прочтешь — не узнаешь что и когда, не пойдешь на день рождения. А завещание, в котором описано, где лежит клад и как до него добраться? Да, если не уметь читать, столько интересного пропустишь..

Комментариев нет:

Отправить комментарий